24.11.2016 - 08:00
Овчинников: После установки светофора, пешеходы стали нарушителями

Эксперт в сфере городской среды, соавтор проекта "Мой Курган: развитие городских пространств", Роман Овчинников, рассказывает о ситуации, когда после появления светофора, люди всё равно продолжают переходить дорогу в неположенном месте, нарушая правила дорожного движения.


Нежелание или неумение информировать жителей в достаточной степени о проводимых инициативах присуще многим муниципалитетам. Масштаб такого явления варьируется. Например, если где-то появляется новый запрещающий дорожный знак, чиновники даже не задумываются о необходимости предупреждения водителей о нововведении , которые попросту не сразу понимают, что привычный для них режим движения ныне объявлен вне закона. Считается, что постепенно о знаке узнают все, сразу после того, как лично столкнутся с карательными санкциями.

Подобная ситуация произошла на улице Фарафонова в 1 микрорайоне Заозерного. На одном из самых проблемных перекрестков микрорайона установили долгожданный светофор, в том числе и для пешеходов. Расположенный же буквально в 50 метрах нерегулируемый пешеходный переход практически сразу был ликвидирован. Ну то есть просто убрали знаки 5.19.1 и 5.19.2 "Пешеходный переход", посчитав что этих мер достаточно.

Между тем исчезновение перехода, который на законных основаниях активно использовался жителями микрорайона долгие годы, всегда влечет за собой физический разрыв уже сложившихся социальных связей и пешеходных направлений, поэтому просто так запретить переходить здесь улицу нельзя. Кроме того переход располагался перед дверьми детского центра "Мостовик" - крупного генератора пешеходного трафика, значительную часть которого составляют учащиеся школ. В одночасье лишить всех этих людей перехода и надеяться, что они тут же в порыве эйфории начнут пользоваться регулируемым собратом, который, к тому же, расположен дальше - типичная российская ситуация.

В итоге многие жители просто не обратили внимание на отсутствие знаков, считая, что их убрали временно, и ныне продолжают переходить в теперь уже неположенном месте. Однако ситуация не безвыходна: достаточно было установить информационные таблички с предупреждением о появлении нового перехода и запрете прежнего, но даже в этом случае процесс адаптации жителей к новым правилам занял бы немало времени. Отчего же этого не сделано? И вообще, какая адаптация, какие социальные связи? - спросит рядовой чиновник.

Дело в том, что в России пешеходы не воспринимаются как живая, динамичная и самоорганизующаяся система. Они рассматриваются чиновниками как ущербный довесок транспортной системы, от которого невозможно избавиться. Вся парадигма позднего советского градостроения ставила пешехода на уровень ниже автомобиля, задавая гигантские расстояния и непреодолимые преграды на его пути.

Житель должен был существовать по строгим законам городской среды безотносительно возможности их изменения. Именно отсюда идёт известнейшая проблема "вытоптанного газона", когда в парке, несмотря на обустроенные пешеходные дорожки, можно наблюдать дикие тропинки, протоптанные по диагонали: это естественная реакция жителя на недальновидность проектирования, основанного на том, что пешеход должен ходить там, где ему указал планировщик.

Такая ситуация наблюдается и в Заозерном: решение о ликвидации нерегулируемоего перехода принято с надеждой на мгновенную адаптацию населения. То есть с полным отрывом от реальности. А тем временем жители по-прежнему продолжают пользоваться несуществующим теперь переходом, потому что так удобнее и привычнее, подвергая себя и других участников движения опасности.

Можно поставить здесь экипаж ДПС и начать "стричь" штрафы с каждого второго, а можно просто проинформировать людей и дать им немного времени. Какой путь выбрать?..

Понравилась новость? Не жадничай, поделись с друзьями!